Обзор законодательства

  Заказать текст документа

Информация предоставлена компанией "КонсультантПлюс"                                                                                                              

КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ ОБЗОРЫ

09.10.2017 - 13.10.2017

НОВОЕ В РОССИЙСКОМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Проект Постановления Правительства РФ
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"


Минфином России планируется расширение перечня заказчиков, обязанных обеспечить закупку у субъектов малого и среднего бизнеса
Проектом, в частности, предусматривается:
установить порог участия юридических лиц в закупках по годовому объему выручки от 500 млн. рублей при определенных условиях, а также ввести новый критерий в отношении автономных учреждений - объем закупок за предыдущий год в размере свыше 250 млн. рублей;
изменить критерии формирования перечня конкретных заказчиков, в отношении которых проводится оценка соответствия проектов планов закупок требованиям законодательства, предусматривающим участие субъектов МСП в закупке, утверждаемого Правительством РФ, путем отнесения к заказчикам федерального уровня юридических лиц с объемом закупок за предыдущий год в размере свыше 1 млрд. рублей, к конкретным заказчикам регионального уровня - с объемом закупок свыше 50 млн. рублей.

Приказ Минтруда России от 14.09.2017 N 678н
"Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению и выплате единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, в случае невозможности его выплаты страхователем"

Зарегистрировано в Минюсте России 06.10.2017 N 48446.
Регламентирован порядок выплаты ФСС РФ единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, в случае невозможности его выплаты страхователем
Заявителями на получение данной госуслуги являются подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане и лица без гражданства:
- лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;
- государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;
- лица, на постоянной основе замещающие федеральные и региональные государственные, а также муниципальные должности;
- члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;
- лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.
Для получения госуслуги заявителем представляются:
- заявление установленной формы (приведена в приложении к регламенту);
- справка из женской консультации либо другой медицинской организации, поставившей женщину на учет в ранние сроки беременности (до двенадцати недель);
- вступившее в законную силу решение суда об установлении факта невыплаты страхователем пособия застрахованному лицу - при обращении заявителя за предоставлением государственной услуги в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание;
- вступившее в законную силу решение суда о взыскании со страхователя невыплаченной суммы пособия застрахованному лицу (при наличии) - при обращении заявителя за предоставлением государственной услуги в случае, если на день обращения застрахованного лица за пособием в отношении страхователя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве страхователя.
Указанные документы могут быть поданы заявителем в территориальный орган ФСС РФ лично, через МФЦ (если между МФЦ и территориальным органом ФСС РФ заключено соглашение о взаимодействии), посредством почтового отправления или в электронной форме с использованием Единого портала госуслуг.
Территориальный орган ФСС РФ назначает и выплачивает пособие в течение 10 календарных дней со дня получения документов.

Постановление Правительства РФ от 07.10.2017 N 1226
"О внесении изменений в типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций"


Сокращен срок оплаты субъектам малого предпринимательства поставленных ими товаров, выполненных работ, оказанных услуг по контрактам
Срок оплаты поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, отдельных этапов исполнения договора, заключенного с субподрядчиком, соисполнителем из числа субъектов малого предпринимательства, сокращен с 30 дней до 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Кроме того, внесено уточнение в части необходимости установления заказчиком в контракте объема привлечения субподрядчиков, соисполнителей в виде фиксированного процента от цены контракта.

Приказ МВД России от 23.08.2017 N 664
"Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения"
Зарегистрировано в Минюсте России 06.10.2017 N 48459.


МВД России обновлен административный регламент, которым должны руководствоваться сотрудники ДПС при осуществлении надзора за безопасностью дорожного движения
Новый регламент заменяет ранее действующий, который был утвержден Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185.
Регламентом, в частности, установлено, что сотрудник ДПС при отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения обязан препроводить водителя к месту отстранения от управления транспортным средством либо к месту его нахождения.
В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, тактичным, обращаться на "Вы", проявлять спокойствие и выдержку, воздерживаться от грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений, оскорбительных выражений или реплик.
Осуществление сотрудником административных процедур при надзоре за дорожным движением при наличии возможности должно производиться в поле обзора систем видеонаблюдения, размещенных в патрульных машинах и на стационарных постах, либо носимых видеорегистраторов.
При обращении участника дорожного движения к сотруднику в целях склонения к получению взятки сотрудник обязан подать соответствующее уведомление о таком факте в установленном МВД России порядке.
Для видеозаписи процессуальных действий, проводимых без участия понятых, допускается использование сотрудником соответствующей аппаратуры. Полученные видеозаписи приобщаются к протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Разъяснение Президиума ФАС России от 29.08.2017 N 10
"О применении антимонопольными органами антимонопольного законодательства в целях выявления и пресечения нарушений порядка ценообразования"
(утв. протоколом Президиума ФАС России от 29.08.2017 N 17)


ФАС России даны разъяснения о привлечении к административной ответственности за нарушение порядка ценообразования, в том числе хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке
В Разъяснении содержатся, в том числе:
определение понятия "порядок ценообразования", под которым понимается формирование, расчет, установление или применение цен (тарифов) на продукцию, товары либо услуги;
анализ составов правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ "Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке" (в случае нарушения порядка ценообразования) и статьей 14.6 КоАП РФ "Нарушение порядка ценообразования" (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона), и вывод о приоритете норм статьи 14.31 над статьей 14.6 КоАП РФ в случаях злоупотребления доминирующим положением путем нарушения установленного порядка ценообразования;
порядок применения статьи 9.21 "Нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения)" и статей 14.6 и 14.31 КоАП РФ (в случае если действия привлекаемого к ответственности лица отвечают признакам диспозиции статьи 9.21, дело об административном правонарушении возбуждается и рассматривается по этой статье, а не по статьям 14.6, 14.31).
Сообщается, в частности, что в случае нарушения порядка ценообразования субъектом, не занимающим доминирующее положение на рынке, или занижения хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, регулируемых государством цен, следует учесть возможность наличия в таких действиях признаков нарушения статьи 14.6. Контроль за применением регулируемых государством цен организациями, осуществляющими деятельность в сфере регулируемого порядка ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения этих цен относится к полномочиям органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен. К ответственности за нарушения ст. 14.6 КоАП РФ виновные лица привлекаются в том числе органами, осуществляющими государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

<Письмо> ФНС России от 29.06.2017 N СА-4-18/12520@
"О направлении обзора судебных актов"


ФНС России представлен обзор правовых позиций по результатам рассмотрения споров, связанных с процедурами банкротства
В обзоре приведены решения судебных органов по вопросам субсидиарной ответственности, взыскания убытков, оспаривания сделок, признания действий (бездействия) арбитражного управляющего ненадлежащими, проведения торгов, заключения мирового соглашения. Сообщено, в частности, следующее:
при наличии доказательств, свидетельствующих о существовании причинно-следственной связи между действиями контролирующего лица и банкротством подконтрольной организации, бремя доказывания обоснованности и разумности своих действий перекладывается на контролирующее лицо;
ликвидация должника, признанного банкротом, не является препятствием для рассмотрения требования о привлечении его бывшего руководителя к субсидиарной ответственности;
учредитель должника может быть привлечен к субсидиарной ответственности в связи с утверждением отчетности должника, содержащей искаженные данные;
систематическая передача денежных средств под отчет при отсутствии предоставления отчетности о расходовании денежных средств либо их возврата может рассматриваться как действие, направленное на вывод активов из хозяйственного оборота организации;
отношения по выплате дивидендов относятся к корпоративным отношениям обязательственного характера, поэтому выплата дивидендов может быть оспорена как на основании Закона о банкротстве, так и Гражданского кодекса РФ;
право на оспаривание сделки имеет как отдельный кредитор, так и множество кредиторов, если общий размер их требований составляет более 10% от размера требований, включенных в реестр требований кредиторов должника;
конкурсный управляющий может быть отстранен судом от исполнения возложенных на него обязанностей и в том случае, если кредиторы до подачи соответствующей жалобы в суд не обращались к конкурсному управляющему с заявлениями об устранении нарушений;
необоснованное открытие нового расчетного счета, приведшее к нарушению очередности погашения текущих платежей, может служить основанием для взыскания с конкурсного управляющего убытков;
конкурсный управляющий обязан приступать к выплате собственного вознаграждения только после погашения иных видов текущих, а также эксплуатационных платежей, в том числе напрямую не связанных с обеспечением сохранности имущества должника;
при продаже имущества посредством публичного предложения размер задатка исчисляется исходя из цены, которая является начальной продажной ценой на конкретном этапе публичного предложения, а не из цены продажи на первом этапе.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Указ Президента РФ от 12.10.2017 N 478
"О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. N 16 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы"


Снижены минимальные требования к стажу госслужбы и работы по специальности, необходимые для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы
Указанные требования снижены:
- для высших должностей - с 6 до 4 лет (для стажа работы по специальности - с 7 до 4 лет);
- для главных должностей - с 4 до 2 лет (для стажа работы по специальности - с 5 до 2 лет).
Для ведущих должностей требования к стажу отменены.
Кроме того, минимальные квалификационные требования к стажу для лиц с дипломами специалиста или магистра с отличием размером в один год теперь устанавливаются для замещения главных, а не ведущих должностей.
    
Приказ МВД России от 14.08.2017 N 637
"Об утверждении форм заявлений, представляемых в связи с оформлением разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, его продлением, выдачей его дубликата или внесением изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства"
Зарегистрировано в Минюсте России 09.10.2017 N 48482.


Обновлена форма заявления об оформлении разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства
Кроме того, обновлены формы заявлений:
- о продлении срока действия такого разрешения;
- о выдаче дубликата разрешения;
- о внесении изменений в сведения, содержащиеся в разрешении;
- об оформлении разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, обучающемуся в РФ.
Признаны не подлежащими применению Приказы ФМС России от 25.12.2006 N 370, от 08.11.2013 N 458, от 25.02.2014 N 131, от 14.10.2015 N 458, которым были утверждены ранее действовавшие формы данных документов.

Приказ МВД России от 14.08.2017 N 638
"Об утверждении формы ходатайства о выдаче разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, направляемому иностранной коммерческой организацией, зарегистрированной на территории государства - члена Всемирной торговой организации, для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 09.10.2017 N 48484.


Утверждена новая форма ходатайства о выдаче разрешения на работу иностранцу, направляемому иностранной коммерческой организацией, зарегистрированной в государстве - члене ВТО, для осуществления трудовой деятельности в РФ
Признан не подлежащим применению Приказ ФМС России от 24.02.2014 N 125, которым была утверждена ранее действовавшая форма такого ходатайства.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ


Проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году"


Правительство РФ планирует с 1 февраля 2018 года проиндексировать социальные выплаты на 3,2 процента
Согласно проекту индексация коснется выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами РФ, указанными в статьях 1 - 11 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ. Это, в том числе, денежные выплаты Героям Советского Союза, ветеранам, Героям Труда, компенсации и выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации, социальные пособия на погребение, страховые выплаты, предусмотренные Законом об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве.
Коэффициент индексации установлен в размере 1,032, исходя из прогнозного значения индекса потребительских цен. Размер коэффициента может быть уточнен после расчета Росстатом индекса потребительских цен за 2017 год.
 
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Приказ Минюста России от 29.09.2017 N 187
"Об утверждении Порядка и сроков обмена в электронном виде информацией о применении и снятии временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации между судебным приставом-исполнителем структурного подразделения территориального органа Федеральной службы судебных приставов, судебным приставом-исполнителем структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службой безопасности Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 06.10.2017 N 48444.

Минюстом России установлен порядок обмена в электронном виде информацией о применении и снятии временного ограничения на выезд должника из РФ между судебными приставами и ФСБ России
Определено, что в целях такого обмена информацией могут использоваться государственная система миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность (система МИР), единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), федеральная государственная информационная система "Автоматизированная информационная система Федеральной службы судебных приставов" (АИС).
Постановления о временном ограничении (снятии временного ограничения) на выезд направляются из АИС посредством СМЭВ, а через систему МИР принимается информация, необходимая и достаточная для идентификации должников в пунктах пропуска через границу РФ, которая включает в себя сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии), дате рождения и месте рождения должника.
Установлено, что судебный пристав не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения постановления о временном ограничении на выезд должника или постановления о снятии такого ограничения, регистрирует его в АИС.
При вынесении постановления об ограничении на выезд должника в ходе исполнительного производства по исполнительному документу о взыскании денежных средств пристав территориального органа ФССП России поручает приставу ФССП России снять данное ограничение при наличии информации об уплате задолженности в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах. Экземпляр указанного постановления незамедлительно направляется приставу ФССП России посредством АИС.
    
<Письмо> ФНС России от 03.10.2017 N БС-4-21/19836@
"Об изменениях в налогообложении имущества в связи с опубликованием Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"


ФНС России проинформировала о некоторых изменениях в порядке налогообложения объектов недвижимости и земельных участков с 1 января 2018 года
Сообщается, в частности:
об упрощении порядка предоставления налоговых льгот физическим лицам по имущественным налогам (установлено, например, что к заявлению о предоставлении налоговой льготы налогоплательщик вправе приложить документы, подтверждающие право на налоговую льготу. Если у налогового органа отсутствуют такие документы, инспекция самостоятельно запрашивает необходимые сведения у соответствующих органов, организаций, должностных лиц);
об уточнении порядка уплаты налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости (исчисление суммы налога по текущему налоговому периоду осуществляется исходя из кадастровой стоимости, определенной на день внесения сведений в ЕГРН);
установлен новый порядок расчета земельного налога в случае определения кадастровой стоимости земельных участков вследствие изменения их количественных и (или) качественных характеристик (соответствующее изменение учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости этого земельного участка).

Письмо ФНС России от 03.10.2017 N ГД-4-11/19837@
"В отношении плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц"


Урегулирован порядок пересчета органами ПФР обязательств плательщиков страховых взносов, взыскиваемых в фиксированном размере исходя из 8 МРОТ
В случае отсутствия сведений о доходах плательщиков (ИП и самозанятых лиц) страховые взносы на ОПС рассчитывались органами ПФР в фиксированном размере, рассчитанном исходя из 8 МРОТ.
После получения из налоговых органов информации о фактическом доходе плательщика территориальные органы ПФР осуществляют перерасчет суммы страховых взносов.
Определен алгоритм действий налоговых органов в случае обращения плательщика с сообщением о неправомерном начислении органами ПФР страховых взносов исходя из 8 МРОТ (это в том числе проверка представления декларации по соответствующему виду налога и направление сведений о доходах в территориальный орган ПФР).
В приложении к письму приведена форма уведомления (сообщения), направляемого налоговым органом в ПФР.
Получение ФНС России от ПФР сведений о перерасчете обязательств плательщика осуществляется по утвержденному формату VO_OPERLS в рамках регулярного обмена.

<Письмо> Минфина России от 29.09.2017 N 03-04-07/63400
<По вопросу определения даты фактического получения сотрудниками организации дохода в виде премии для целей уплаты налога на доходы физических лиц>


Для целей НДФЛ датой получения дохода в виде премии (годовой, единовременной) является день ее выплаты
Согласно пункту 2 статьи 223 НК РФ датой фактического получения дохода в виде премий, являющихся составной частью оплаты труда, признается последний день месяца, за который был начислен указанный доход.
Сотрудникам могут выплачиваться премии по итогам работы за год, а также единовременные премии за достигнутые производственные результаты.
Сообщается, что статья 223 НК РФ не содержит положений, позволяющих определять дату получения дохода в виде премии как последний день месяца, которым датирован приказ о ее выплате.
Согласно позиции Минфина России в случае начисления и выплаты премий (годовых, единовременных), являющихся составной частью оплаты труда, например, премии по итогам работы за 2016 год, приказ о выплате которой датирован 15 июня 2017 года, дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.

Приказ Минфина России от 27.09.2017 N 148н
"О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"


Внесены поправки в Единый план счетов для организаций госсектора и инструкцию по его применению
В плане счетов скорректированы наименования некоторых счетов и исключены строки 20451 "Активы в управляющих компаниях", 20661 "Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения" и 21551 "Вложения в управляющие компании".
Изменения, внесенные в Инструкцию по применению Единого плана счетов, уточняют, в частности: порядок отражения ошибок, обнаруженных в регистрах бухучета, порядок учета отдельных объектов нефинансовых активов, а также требования к принятию к учету и определению оценочной стоимости ценностей Госфонда России (Госфонда субъекта РФ).
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

Проект Приказа Минэкономразвития России "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2018 год"

Подготовлен проект о коэффициентах-дефляторах на 2018 год
Согласно проекту коэффициенты-дефляторы могут быть утверждены в следующих размерах:
для целей применения НДФЛ - 1,686;
для исчисления ЕНВД - 1,868;
для налога на имущество ФЛ - 1,481;
для целей уплаты торгового сбора - 1,285;
для применения ПСН - 1,481.
Для целей применения УСН предусмотрен коэффициент-дефлятор в размере 1,481. При этом необходимо учитывать, что действие положений абзаца второго пункта 2 статьи 346.12 и абзаца четвертого пункта 4 статьи 346.13 НК РФ приостановлено до 1 января 2020 г., в связи с чем величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право перейти на УСН, не подлежит индексации на указанный коэффициент-дефлятор.

<Письмо> ФНС России от 05.10.2017 N ГД-4-11/20041@
"О направлении письма Минфина России"


Минфин России уточнил свою позицию по вопросу освобождения от НДФЛ единовременной выплаты при рождении ребенка
Не подлежат налогообложению НДФЛ суммы единовременных выплат родителям (усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, выплачиваемые в течение первого года, в пределах 50 000 рублей на каждого ребенка (абз. 7 пункта 8 статьи 217 НК РФ).
В ранее направляемых разъяснениях сообщалось о льготной сумме, не превышающей 50 000 рублей, выплачиваемой одному из родителей по выбору либо двум родителям из расчета общей суммы 50 000 рублей. Настоящим письмом Минфина России, направленным в налоговые органы, сообщается о неприменении данных разъяснений.
При этом указано, что приведенные выше положения НК РФ об освобождении от налогообложения применяются к доходам, полученным каждым из родителей (усыновителем, опекуном) в сумме 50 000 рублей.

<Письмо> ФНС России от 05.10.2017 N СД-4-3/20058@
"О заполнении налоговой декларации на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию"


ФНС России разъяснила, как заполнить налоговую декларацию по акцизам на алкогольную (спиртосодержащую) продукцию с учетом требований к уплате авансового платежа
Разъяснения даны по вопросу, связанному с уплатой в бюджет авансового платежа акциза в размере разницы, указанной в подпункте 2 пункта 13 статьи 204 НК РФ (в редакции Федерального закона от 05.04.2016 N 101-ФЗ).
Поскольку действующая форма налоговой декларации не учитывает данные изменения, рекомендовано соответствующие операции отражать в приложении N 7 "Расчет суммы авансового платежа акциза, освобожденной от уплаты в связи с представлением банковской гарантии в соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 204 Налогового кодекса Российской Федерации" в соответствии с приведенным порядком.
В письме содержатся также рекомендации по заполнению налоговой декларации, представляемой за налоговый период, на который приходится 100-й календарный день с начала первого налогового периода расчетного срока, и налоговой декларации, представляемой за налоговый период, на который приходится 250-й календарный день с начала первого налогового периода расчетного срока.

<Письмо> ПФ РФ N НП-30-26/15844, ФНС России N ГД-4-8/20020@ от 04.10.2017
<Об организации работы по осуществлению возврата плательщику страховых взносов излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов>


ФНС России и ПФР согласовали порядок действий по возврату излишне уплаченных страховых взносов за периоды до 01.01.2017, поступивших после этой даты на КБК с главой "182"
Разработан алгоритм действий при поступлении в отделение ПФР заявления плательщика страховых взносов о возврате излишне уплаченных (взысканных) денежных средств (при поступлении такого заявления в налоговый орган оно перенаправляется в отделение ПФР).
Определена процедура и сроки сверки имеющихся и поступивших сведений, корректировки сальдо расчетов страховых взносов, принятия решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм и направления данной информации в УФК.

Письмо Минфина России ОТ 21.09.2017 N 03-15-06/61030

Минфин России разъяснил порядок заполнения раздела 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах" расчета по страховым взносам в отношении уволенных работников
В дополнение к письму ФНС России от 17 марта 2017 г. N БС-4-11/4859 сообщается следующее.
Если в текущем отчетном периоде не начислялись выплаты и иные вознаграждения работникам, уволенным в предыдущих отчетных периодах, то на таких работников подраздел 3.2 раздела 3 расчета по страховым взносам не заполняется.

Письмо ФНС России от 05.10.2017 N ГД-4-11/20102@

ФНС России разъяснила порядок заполнения расчета 6-НДФЛ при выплате работнику премий за производственные результаты после его увольнения
Согласно общему правилу, в случае прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца датой фактического получения работником дохода в виде оплаты труда считается последний день его работы.
Если премия за производственные результаты (в том числе по итогам работы за квартал или год, либо единовременная премия) выплачивается после увольнения работника, дата фактического получения дохода определяется как день ее выплаты (перечисления на счет налогоплательщика в банке).
С учетом изложенного, ФНС России на конкретных примерах разъяснен порядок заполнения раздела 2 расчета 6-НДФЛ.
1. Дата увольнения сотрудника - 15.08.2017. По итогам работы за август 2017 года на основании приказа от 31.08.2017 выплачена ежемесячная премия 08.09.2017. В расчете за 9 месяцев указывается:
по строке 100 - 14.08.2017;
по строке 110 - 08.09.2017;
по строке 120 - 11.09.2017 (с учетом пункта 7 статьи 6.1 НК РФ);
по строкам 130, 140 - соответствующие суммовые показатели.
2. Дата увольнения сотрудника - 15.01.2017. По итогам работы за 2016 год на основании приказа от 25.02.2017 выплачена премия 27.02.2017. В расчете за первый квартал 2017 года указывается:
по строке 100 - 27.02.2017;
по строке 110 - 27.02.2017;
по строке 120 - 28.02.2017;
по строкам 130, 140 - соответствующие суммовые показатели.

Информация Банка России от 12.10.2017 "Выпускаются новые банкноты 200 и 2000 рублей"

12 октября 2017 года Банк России вводит в обращение новые банкноты номиналом 200 и 2000 рублей
На банкноте номиналом 200 рублей размещены символы Севастополя: на лицевой стороне - изображение Памятника затопленным кораблям, на оборотной - вид на Херсонес Таврический.
На банкноте номиналом 2000 рублей на лицевой стороне изображен мост на остров Русский, на оборотной - космодром "Восточный" в Амурской области.
Символы для новых банкнот были выбраны в ходе всероссийского конкурса в 2016 году.
Изображение символа рубля на новых банкнотах появляется в нескольких местах: на защитной нити, в микроизображениях. Цифры номинала более крупные, чем на других купюрах банкнотного ряда, и обладают ощутимым рельефом. Это сделано специально для людей с ослабленным зрением для распознавания номинала. На обеих банкнотах размещен герб Российской Федерации. На лицевой стороне каждой банкноты имеется QR-код, содержащий ссылку на страницу Банка России с подробной информацией о художественном оформлении и защитных признаках.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Приказ Росстата от 29.09.2017 N 643
"Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг"


Росстатом обновлена методология формирования статистической информации об объеме платных услуг населению
Методология предназначена для использования территориальными органами Росстата в целях формирования официальной статистической информации о платных услугах населению и включает в себя описание объекта статистического наблюдения, источников информации, статистического инструментария, методов сбора, контроля, редактирования и группировки первичных данных, методов досчета до полного круга, оценки точности формируемой официальной статистической информации.
Признан утратившим силу приказ Росстата от 26.06.2013 N 234, которым была утверждена ранее действовавшая методология.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    
Проект Постановления Правительства РФ
"О внесении изменений в Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн"


Минтранс России планирует усилить контроль за передвижением транспортных средств, перевозящих твердые коммунальные отходы
Проектом предлагаются поправки в "Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн", предусматривающие возможность закрепления оператором системы взимания платы, сторонних бортовых устройств по заявлениям владельцев транспортных средств в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу до 12 тонн включительно, и транспортных средств, перевозящих твердые коммунальные отходы.
При этом определяется, что правила о начислении платы в системе взимания платы не применяются, а также в отношении таких транспортных средств не выдаются маршрутные карты.
Разработка поправок обусловлена отсутствием контроля за перевозкой и размещением (хранением) твердых коммунальных отходов, что оказывает негативное влияние на экологическую обстановку на территории РФ.

<Информация> Минтранса России от 09.10.2017 "Минтранс определил бесплатные нормы провоза багажа и расширил перечень вещей в ручной клади для "безбагажных" тарифов"

Минтранс России определился с нормами бесплатного провоза багажа и вещей в ручной клади пассажиров воздушного судна
Минтранс России информирует, что на государственную регистрацию в Минюсте России направлен приказ от 05.10.2017 N 409, которым вносятся изменения в Правила воздушных перевозок пассажиров, грузов и багажа.
Сообщается, в частности, о следующих положениях, закрепленных в указанном приказе:
в отношении невозвратных тарифов перевозчиком будет устанавливаться норма бесплатного провоза багажа, которая не может быть менее чем 10 кг на одного пассажира;
установлен минимальный вес ручной клади, который составляет не менее 5 кг на одного пассажира и может быть увеличен перевозчиком в качестве конкурентного преимущества;
расширен перечень вещей, перевозимых пассажиром сверх нормы ручной клади без взимания дополнительной платы. В указанный перечень включены, в числе прочего, рюкзаки (их вес и габариты будут устанавливаться перевозчиком в целях обеспечения безопасности пассажиров на борту), лекарственные препараты, товары, приобретенные в магазинах "дьюти-фри";
телефоны, фотоаппараты, другие электронные устройства, зонты и книги не включаются в качестве отдельной категории в список вещей, перевозимых сверх нормы, т.к. могут быть убраны в дамскую сумочку, портфель или рюкзак;
отменяется маркировка ручной клади для пассажиров, использующих электронную регистрацию на рейс. В этих случаях в целях контроля за соблюдением габаритов ручной клади и дополнительных вещей предусмотрена возможность взвешивания непосредственно перед выходом пассажира на посадку;
предусмотрено изменение правил объединения веса багажа пассажиров, которые летят вместе. Эта норма относится как к "багажным", так и к "безбагажным" тарифам.

Постановление Правительства РФ от 05.10.2017 N 1212
"О некоторых вопросах, связанных с введением в Российской Федерации электронного паспорта транспортного средства и электронного паспорта шасси транспортного средства"


Установлен перечень дополнительных сведений, указываемых в электронных ПТС и электронных паспортах шасси транспортного средства
Эти сведения представляются на добровольной основе с учетом положений Федерального закона "О персональных данных".
В частности, к дополнительным сведениям электронного ПТС относятся, в том числе, сведения:
о собственнике транспортного средства;
о приходном ордере по уплате утилизационного сбора или об основаниях его неуплаты;
о техосмотре ТС, его техническом обслуживании и ремонте (в том числе дата проведения техосмотра, регистрационный номер диагностической карты, показания одометра, результат техосмотра и др.);
об ограничениях (обременениях) в отношении ТС, о страховании ТС, страховых случаях и ДТП.
Кроме того, установлено, что:
срок присвоения уникального номера электронного ПТС (электронного паспорта шасси ТС) не должен превышать 24 часа после заполнения всех обязательных полей его разделов уполномоченным органом или организацией-изготовителем и подтверждения сведений, содержащихся в электронном паспорте, посредством применения УКЭП;
срок направления администратору систем электронных ПТС заявлений о внесении изменений в электронные паспорта органами, осуществляющими государственную регистрацию в РФ транспортных средств, после совершения регистрационного действия не должен превышать 24 часа;
электронному паспорту автоматически присваивается статус "действующий" после присвоения ему уникального номера, поступления сведений о выпуске товара (в случае ввоза) и об уплате утилизационного сбора;
сведения, содержащиеся в электронных паспортах (с любым статусом), без взимания платы представляются администратором систем электронных паспортов по запросам ФНС России, ФТС России, Минпромторга России и органам, осуществляющим регистрацию ТС в РФ.
Введены предельные размеры платы за оформление электронного паспорта и внесение в него изменений.
      

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Распоряжение Правительства РФ от 03.10.2017 N 2147-р
<О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 15.08.2012 N 1471-р>


С 1 февраля 2018 года будет расширен перечень документов, обмен которыми осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия
В число таких документов будут включены, в частности:
- выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, а также о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости;
- идентификационный номер налогоплательщика - физического лица (на основании данных о фамилии, имени, отчестве, паспортных данных и даты рождения);
- сведения из справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ, а также из налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ;
- сведения из электронного паспорта транспортного средства;
- сведения о наличии счетов организаций (индивидуальных предпринимателей) в банках;
- сведения о наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика;
- учредительные документы в электронной форме (в случае если они были представлены в электронной форме в ФНС России);
- сведения из налоговых декларации по налогу на прибыль организаций, НДС, УСН;
- данные годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц;
- сведения о наличии (отсутствии) юридического лица в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- общедоступная информация из банка данных, содержащего сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2017 N 2183-р
<Об утверждении перечня документов, которые территориальные фонды ОМС вправе получать и передавать в рамках межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг>


Утвержден порядок информационного документооборота в электронной форме между Минздравом России и территориальными фондами
В связи с необходимостью информационного взаимодействия между Минздравом России и территориальными фондами обязательного медицинского страхования утвержден перечень документов (сведений), которые территориальные фонды обязательного медицинского страхования вправе получать и передавать с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
В приложении приводится перечень документов и сведений, которые территориальные фонды вправе получать и передавать с использованием указанной инфраструктуры.

Приказ Минкомсвязи России от 03.08.2017 N 406
"Об утверждении порядка использования и особенностей применения персонифицированных карт зрителей"
Зарегистрировано в Минюсте России 10.10.2017 N 48497.


Установлен порядок использования персонифицированных карт зрителей в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года
Персонифицированная карта зрителя (ПКЗ) оформляется на бумажном носителе и в электронной форме.
В частности, ПКЗ, оформленная на бумажном носителе, дает право в том числе на:
въезд в РФ и выезд из РФ иностранных зрителей без виз по действительным документам, удостоверяющим личность и признаваемым РФ в этом качестве, за 10 дней до проведения первого матча чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и заканчивающийся через 10 дней после даты проведения последнего матча;
доступ зрителей на стадионы в дни проведения ЧМ-2018 при наличии входного билета на матч;
бесплатный проезд городским транспортом, метрополитеном, железнодорожным транспортом в дополнительных поездах, следующих по маршрутам спортивных соревнований, к дате проведения матча при регистрации на специальном ресурсе АНО "Транспортная дирекция-2018" в сети Интернет.
ПКЗ в электронной форме дает меньше прав зрителю (в том числе она не дает права доступа на стадион, проезда в городском транспорте и метрополитене).
Определен порядок пользования ПКЗ при проходе на стадион, а также порядок действий в случае технической неисправности, проблем с доступом на стадион, утери, хищения, порчи бланка ПКЗ.

Проект Федерального закона
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения ветеринарной безопасности территории Российской Федерации"


Минсельхоз России предлагает осуществлять обязательную идентификацию животных за счет средств их владельцев
Согласно проекту, владельцы животных обязаны представлять животных для их идентификации и учета и информацию, предусмотренную ветеринарными правилами об идентификации и учете животных органам и организациям, осуществляющим идентификацию и учет животных.
При этом устанавливается, что организация проведения идентификации и учета животных осуществляется:
органами исполнительной власти субъектов РФ в области ветеринарии и подведомственными им учреждениями - за счет средств владельцев животных;
ветеринарными (ветеринарно-санитарными) службами федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности и подведомственными им организациями, - в отношении животных, находящихся на подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти объектах.
При осуществлении идентификации животных им присваивается идентификационный номер. Определение идентификационных номеров животных, используемых при идентификации животных, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области ветеринарного надзора.
Проектом также предусматривается, что должностные лица органов государственного ветеринарного надзора, являющиеся государственными ветеринарными инспекторами, имеют право в целях проверки исполнения законодательства РФ, проведения противоэпизоотических и других ветеринарных мероприятий и соблюдения действующих ветеринарных правил беспрепятственно посещать и обследовать, в том числе, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также личные подсобные хозяйства граждан.
Кроме того, проектом определяется порядок создания защитных зон в целях недопущения распространения заразных болезней животных, регулируется порядок категорирования зоосанитарного статуса объектов в зависимости от уровня их зоосанитарной защиты.

ОБОРОНА
    
Указ Президента РФ от 08.10.2017 N 469
"О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237"

Уточнен порядок заключения контракта для прохождения военной службы
Определено, что с военнослужащим, проходящим службу по призыву и изъявившим желание поступить на службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств, либо для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности или по пресечению международной террористической деятельности за пределами России, либо для участия в походах кораблей, не ранее чем за один месяц до истечения срока военной службы может быть заключен контракт о прохождении военной службы на срок до одного года.
С гражданином, пребывающим в запасе и изъявившим желание поступить на службу по контракту для участия в поддержании или восстановлении международного мира и безопасности или по пресечению международного терроризма за пределами России, либо для участия в походах кораблей, может быть заключен контракт о прохождении военной службы на срок до одного года. Такой же срок установлен для желающих поступить на службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств (ранее - от шести месяцев до одного года). При этом для таких военнослужащих испытание при поступлении на военную службу по контракту не устанавливается.
Уточнено, что российские военнослужащие - иностранные граждане участвуют в боевых действиях, выполняют задачи в условиях чрезвычайного положения, а также участвуют в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности или по пресечению международной террористической деятельности за пределами России в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и законодательством РФ.
Установлено также, что первый контракт заключают ранее не проходившие военную службу по контракту военнослужащие, проходящие службу по призыву, получившие до призыва среднее профессиональное образование и поступающие на военную службу по контракту в ВС РФ, войска национальной гвардии России, спасательные воинские формирования МЧС России, СВР России и органы государственной охраны.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Постановление Правительства РФ от 06.10.2017 N 1215
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"


Закреплена процедура оформления электронных паспортов на колесные транспортные средства и шасси или прицепы к ним
Уточнено, что регистрация ТС, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов, производятся на основании ПТС, паспортов самоходных машин и других видов техники или электронных ПТС со статусом "действующий", оформленных в системе электронных ПТС (электронных паспортов шасси ТС), а также заключенных договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на ТС и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории РФ.
Регистрация транспортных средств, за исключением транспортных средств, зарегистрированных на территории государств - членов ЕАЭС или временно ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС на срок не более 6 месяцев, осуществляется с выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных знаков без резервирования за юридическими или физическими лицами их отдельных серий или сочетаний символов. Порядки выдачи таких знаков устанавливаются МВД России, Минсельхозом России, а также федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, в соответствии с их компетенцией.
Если в электронном ПТС со статусом "действующий" отсутствуют сведения об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора, то регистрация ТС и изменение регистрационных данных не осуществляются.
Информация об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора вносится в электронный паспорт на основании сведений ФТС России или ФНС России.
Определен порядок представления сведений и документов крупнейшим производителем в налоговый орган по месту своего нахождения в случае оформления на колесные ТС (шасси) или прицепы к ним электронных паспортов.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ


Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 03.10.2017 N 33
"О ходе выполнения судами Российской Федерации постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2016 года N 48 "О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности"


Верховный Суд РФ еще раз напомнил о недопустимости использования уголовного преследования в качестве средства для давления на предпринимательские структуры
Отмечается, что суды в целом правильно применяют нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства, предусматривающие особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, учитывая при этом Постановление Пленума от 15.11.2016 N 48 "О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности".
Вместе с тем имеют место случаи отмены и изменения судебных решений в связи с тем, что суды не в полной мере учитывают разъяснения, содержащиеся в данном Постановлении.
Так, судами не всегда выясняется вопрос, относится ли преступление, в совершении которого лицо подозревается или обвиняется, к сфере предпринимательской деятельности.
Имеются факты чрезмерно длительного содержания обвиняемых под стражей без достаточных к тому оснований, в том числе, когда органами предварительного расследования в этот период не производятся следственные и иные действия, предусмотренные УПК РФ.
Также, в частности, обращается внимание судов на необходимость оценки мотивов, приведенных в ходатайствах о продлении срока содержания обвиняемых под стражей, учитывать правовую и фактическую сложность материалов уголовного дела о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности, общую продолжительность досудебного производства по уголовному делу, а также эффективность действий должностных лиц органов предварительного расследования и своевременность проведения следственных и иных процессуальных действий.

ПРАВОСУДИЕ

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 3 октября 2017 года N 30 "О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Верховным Судом РФ предложен к рассмотрению проект Федерального закона, направленного на модернизацию процессуального законодательства
Проектом в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ вносится ряд изменений общего характера, призванных модернизировать сходные процессуальные институты и правовые нормы, регулирующие порядок рассмотрения гражданских и административных дел в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах. Кроме того, проект содержит изменения отдельных положений названных Кодексов об особенностях рассмотрения некоторых категорий дел, а также вносит изменения корреспондирующего характера в некоторые федеральные законы.
В частности:
из указанных Кодексов, а также из некоторых федеральных законов исключается термин "подведомственность" применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Одновременно предлагается порядок, в соответствии с которым суд общей юрисдикции или арбитражный суд, ошибочно возбудившие производство по делу, не отнесенному к их компетенции, направляют дело для рассмотрения в суд другой судебной подсистемы;
предлагается упорядочить применение отдельных видов территориальной подсудности, сохранив для сторон возможность изменять подсудность по своему соглашению (т.н. договорная подсудность) только в делах с участием иностранных лиц;
в целях обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь, а также для повышения качества такой помощи предлагается закрепить в ГПК РФ и АПК РФ положение о том, что помимо адвокатов представителями в суде могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование (аналогичное требование к представителям уже содержится в настоящее время в КАС РФ). При этом проект устанавливает возможность участия в деле, рассматриваемом по правилам ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ, наряду с представителем поверенного, объем полномочий которого существенно меньше, чем у представителя, поэтому требование о наличии высшего юридического образования к нему не предъявляется;
предусматривается увеличение цены исковых требований о взыскании денежных средств по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, - до пятисот тысяч рублей в судах общей юрисдикции и до одного миллиона рублей в арбитражных судах;
предлагается расширить перечень дел, по которым суд может не составлять мотивированное решение по рассмотренному им делу. Согласно вносимым изменениям, по общему правилу все судебные решения, принятые по делам, рассмотренным в порядке гражданского судопроизводства, будут состоять из вводной и резолютивной частей. В полном объеме такие решения изготавливаются только по заявлению участвующих в деле лиц, их представителей, в случае подачи апелляционной жалобы, а также в случаях, установленных законом. Кроме того, мотивированное решение может быть составлено по инициативе самого суда.
В то же время, в целях защиты прав граждан и организаций проект выделяет определенные категории дел, наиболее значимые с точки зрения социальной и экономической направленности, по которым составление мотивированного решения всегда будет являться обязательным. К ним, в частности, отнесены дела, связанные с защитой прав детей; дела о выселении граждан из жилых помещений без предоставления других жилых помещений; дела о защите прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц; дела о защите пенсионных прав; дела о банкротстве; дела по корпоративным спорам; дела, относящиеся к подсудности Суда по интеллектуальным правам и ряд других дел;
в ГПК РФ и АПК РФ закрепляются положения о том, что исполнительный лист, кроме исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета, выдается только по ходатайству взыскателя (аналогичное правило в настоящее время закреплено в КАС РФ).
Проект также содержит ряд изменений, вносимых в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ, которые регулируют некоторые процессуальные особенности рассмотрения дел по правилам, предусмотренным этими Кодексами, а также иных изменений и дополнений, направленных на оптимизацию судопроизводства, устранение коллизий правовых норм, недочетов юридико-технического и лингвистического характера.
Кроме того, вносятся корреспондирующие изменения в ряд федеральных законов, направленных на реализацию предлагаемых проектом положений.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 3 октября 2017 года N 31 "О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации"

На рассмотрение Госдумы предлагаются изменения, вносимые Верховным Судом РФ в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации"
Проект подготовлен в связи с предлагаемым к принятию Федеральным законом "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части замены в процессуальных кодексах термина "подведомственность" на "подсудность" или "компетенция" в зависимости от контекстного содержания предлагаемых к изменению норм.
После объединения Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ термин "подведомственность" утратил свою актуальность как принцип разграничения полномочий между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 3 октября 2017 года N 32 "О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в части первую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Верховным Судом РФ предложены к рассмотрению уточнения в ГК РФ, касающиеся защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав
Проект подготовлен в связи с предполагаемым принятием Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому из процессуального законодательства исключается термин "подведомственность" как принцип разграничения полномочий между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Исходя из этого проектом предлагается пункт 1 статьи 11 части первой Гражданского кодекса РФ изложить в новой редакции, указав, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.
Кроме того, в соответствие с процессуальным законодательством предлагается привести положение абзаца первого пункта 5.1 статьи 1252 части четвертой Гражданского кодекса РФ, касающееся компетенции арбитражного суда, в части замены словосочетания "подведомствен арбитражному суду" словами "подлежит рассмотрению в арбитражном суде".

ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ

"Порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве"
(утв. решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 05.10.2017, протокол N 5)


Утвержден единообразный порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве с учетом региональных особенностей
Порядком назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве (далее - Порядок), вступающим в силу с 5 октября 2017 года, устанавливаются, в числе прочего:
основные принципы назначения адвокатов в качестве защитников;
общие требования к региональным правилам;
способы распределения поручений на защиту по назначению;
требования к обработке и хранению информации, необходимой для назначения адвокатов для участия в качестве защитников.
Предусматривается, что назначение адвокатов в качестве защитников регулируется соответствующими решениями советов адвокатских палат субъектов РФ, принятыми во исполнение Порядка (региональные правила).
Действующие решения советов адвокатских палат субъектов РФ о порядке назначения адвокатов для участия в качестве защитников подлежат применению при условии соблюдения требований, закрепленных в Порядке, либо должны быть приведены в соответствие с ним.
Установлен переходный период до 5 апреля 2018 года для приведения действующих решений советов адвокатских палат субъектов РФ, регулирующих оказание юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в соответствие с Порядком.

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ


Закон РТ от 07.10.2017 N 75-ЗРТ
"О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О местном самоуправлении в Республике Татарстан"
(принят ГС РТ 21.09.2017)
(Официальный портал правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru, 09.10.2017)
Вступает в силу со дня официального опубликования.


Документом установлено, что изменения и дополнения в устав муниципального образования вносятся муниципальным правовым актом, который может оформляться: решением представительного органа (схода граждан) муниципального образования, подписанным его председателем и главой муниципального образования либо единолично главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа (схода граждан) муниципального образования; отдельным нормативным правовым актом, принятым представительным органом (сходом граждан) и подписанным главой муниципального образования. В этом случае на данном правовом акте проставляются реквизиты решения представительного органа (схода граждан) о его принятии. Включение в такое решение представительного органа (схода граждан) переходных положений и (или) норм о вступлении в силу изменений и дополнений, вносимых в устав муниципального образования, не допускается.
Изложение устава муниципального образования в новой редакции муниципальным правовым актом о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не допускается. В этом случае принимается новый устав муниципального образования, а ранее действующий устав муниципального образования и муниципальные правовые акты о внесении в него изменений и дополнений признаются утратившими силу со дня вступления в силу нового устава муниципального образования.
К полномочиям городского поселения и городского округа отнесено осуществление в ценовых зонах теплоснабжения муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения в пределах полномочий, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении".
Органы местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа имеют право на оказание содействия развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Указ Президента РТ от 06.10.2017 N УП-890
"О преобразовании Управления по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан в Государственный комитет Республики Татарстан по биологическим ресурсам"
(Официальный портал правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru, 09.10.2017)
Вступил в силу с 6 октября 2017 года.


Управление по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан преобразовано в Государственный комитет Республики Татарстан по биологическим ресурсам. Утверждена структура Государственного комитета Республики Татарстан по биологическим ресурсам.
Сокращено количество должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан в Министерстве лесного хозяйства Республики Татарстан с 56 до 51 единицы.
Увеличено количество должностей Государственного комитета Республики Татарстан по биологическим ресурсам с 37 до 42, в том числе должностей, финансируемых за счет средств бюджета Республики Татарстан, с 18 до 23 единиц.

Постановление КМ РТ от 30.09.2017 N 742
"О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.11.2007 N 614 "Вопросы Управления записи актов гражданского состояния Кабинета Министров Республики Татарстан"


Увеличена предельная численность работников Управления записи актов гражданского состояния Кабинета Министров Республики Татарстан с 15 до 215 человек с месячным фондом оплаты труда по должностным окладам 693,096 тыс. рублей.
Изменена структура Управления записи актов гражданского состояния Кабинета Министров Республики Татарстан.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Постановление КМ РТ от 18.09.2017 N 681
"Об утверждении размеров выплат по видам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, детей-инвалидов, обучающихся по основным образовательным программам в государственных профессиональных образовательных организациях и государственных образовательных организациях высшего образования, на 2018 год"
Вступает в силу с 1 января 2018 года.


С 1 января 2018 года утверждены размеры выплат по видам социальной поддержки, которые распространяются на обучающихся, получающих образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена, программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры за счет средств бюджета Республики Татарстан в образовательных организациях всех форм собственности и ведомственной принадлежности.
Признано утратившим силу Постановление КМ РТ от 13.10.2016 N 747 "Об утверждении размеров выплат по видам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, детей-инвалидов, обучающихся по основным образовательным программам в государственных профессиональных образовательных организациях и государственных образовательных организациях высшего образования, на 2017 год".

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Решение Казанской городской Думы от 27.09.2017 N 9-20
"О внесении изменений в решение Казанской городской Думы "О внесении изменений в решение Казанской городской Думы "Об установлении размеров должностных окладов муниципальных служащих города Казани, размера ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядка их осуществления"
("Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани", 05.10.2017, N 38, с. 131)
Распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2017 года.


С 1 октября 2017 года сокращен размер должностного оклада Главы администрации района Исполнительного комитета г. Казани и Префекта территории Исполнительного комитета г. Казани с 11090 до 10090 рублей.

Постановление Исполкома муниципального образования г. Казани от 28.09.2017 N 3869
"О внесении изменений в Постановление Исполнительного комитета г. Казани от 24.12.2015 N 4464"
("Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани", 05.10.2017, N 38, с. 414)
Распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2017 года.


Увеличены базовые оклады руководителей, специалистов и служащих отдельных подведомственных муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений муниципального образования г. Казани. Увеличены ставки заработной платы работников отдельных подведомственных муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений муниципального образования г. Казани, осуществляющих профессиональную деятельность по профессии рабочего.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Решение Казанской городской Думы от 27.09.2017 N 5-20
"О внесении изменений в решение Казанской городской Думы "О бюджете муниципального образования города Казани на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
("Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани", 05.10.2017, N 38, с. 11)

Изменены основные характеристики бюджета муниципального образования города Казани на 2017 год. Уменьшен общий объем расходов бюджета муниципального образования города Казани с суммы 21 394 871,45 тыс. рублей до 20 976 871,45 тыс. рублей.
Дефицит бюджета муниципального образования города Казани составил 948 196,1 тыс. рублей.
Уменьшен предельный объем муниципального долга города Казани в 2017 году с 30 302 939,3 тыс. рублей до 29 884 939,3 тыс. рублей.
Расширен перечень видов деятельности юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), при выполнении которых им могут предоставляться субсидии.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. КУЛЬТУРА

Постановление КМ РТ от 18.09.2017 N 696
"О внесении изменений в Положение об условиях оплаты труда работников государственных учреждений сферы научных исследований и разработок, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.07.2013 N 538 "Об условиях оплаты труда работников государственных учреждений сферы научных исследований и разработок"
Вступил в силу с 1 октября 2017 года.


С 1 октября 2017 года размер должностного оклада профессиональных квалификационных групп должностей работников сферы научных исследований и разработок и должностей профессорско-преподавательского состава зависит от повышающего коэффициента приоритета отрасли для работников профессиональных квалификационных групп должностей работников сферы научных исследований и разработок и для работников профессиональных квалификационных групп должностей профессорско-преподавательского состава, принимаемый равным 1,25.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Постановление КМ РТ от 27.09.2017 N 731
"О внесении изменений в Положение об условиях оплаты труда работников медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан, и отдельных нетиповых учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Татарстан, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.04.2012 N 323 "Об условиях оплаты труда работников медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан, и отдельных нетиповых учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Татарстан"

(Официальный портал правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru, 06.10.2017)
Вступил в силу с 1 октября 2017 года.

С 1 октября 2017 года определены рекомендуемые размеры надбавок за специфику деятельности работникам государственного автономного учреждения здравоохранения "Республиканский центр крови Министерства здравоохранения Республики Татарстан".
Увеличен размер надбавки медицинского и фармацевтического персонала первого уровня, работающего в медицинских организациях и их структурных подразделениях, с 29 до 38 процентов.
Размер повышающего коэффициента приоритета отрасли для расчета базового оклада работников, входящих в профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников и должностей работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг медицинских организаций Республики Татарстан, составляет: для работников профессиональной квалификационной группы "Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня" - 1,530; для работников профессиональной квалификационной группы "Средний медицинский и фармацевтический персонал" - 1,253; для работников профессиональной квалификационной группы "Врачи и провизоры", руководителей структурных подразделений организаций с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор) - 1,407; для должностей работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг медицинских организаций Республики Татарстан: профессиональной квалификационной группы "Должности специалистов второго уровня в учреждениях здравоохранения и осуществляющих предоставление социальных услуг" - 1,575; профессиональной квалификационной группы "Должности специалистов третьего уровня в учреждениях здравоохранения и осуществляющих предоставление социальных услуг" - 1,407; для должностей работников образования домов ребенка, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - 1,234; для должностей работников сферы научных исследований и разработок медицинских организаций Республики Татарстан - 1,060.

ПРАВОСУДИЕ

Постановление КМ РТ от 29.09.2017 N 732
"О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.11.2007 N 626 "Об утверждении структуры и штатного расписания аппаратов мировых судей Республики Татарстан"


С 1 октября 2017 года увеличен месячный фонд оплаты труда по должностным окладам, тарифным ставкам работников аппаратов мировых судей Республики Татарстан с 2 753 000,71 рубля до 2 878 703 рублей.
Изменено штатное расписание аппаратов мировых судей Республики Татарстан.

ФИНАНСОВЫЕ И КАДРОВЫЕ  КОНСУЛЬТАЦИИ

Вопрос: Об НДС при оказании казенным учреждением услуг по аренде муниципального имущества.
(Письмо ФНС России от 05.10.2017 N СД-3-3/6555@)

Вопрос: Об НДФЛ с доходов в виде материальной помощи, оказываемой работодателем работникам при рождении ребенка.
(Письмо ФНС России от 05.10.2017 N ГД-4-11/20043@)

Вопрос: Об установлении размера ставок по транспортному налогу.
(Письмо ФНС России от 05.10.2017 N БС-2-21/1226@)

Вопрос: ...Об уплате госпошлины за госрегистрацию перехода права собственности на объекты недвижимости в случае преобразования юрлица, а также присоединения его к другому юрлицу.
(Письмо Минфина России от 02.10.2017 N 03-05-05-03/63916)

Вопрос: ...Следует ли представлять декларации (расчеты) по налогу на имущество в отношении объектов недвижимости (в том числе включенных в перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости), переданных в доверительное управление?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2017)

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Вопрос: ...В штат структурного подразделения бюджетного учреждения на должность бухгалтера принят близкий родственник главного бухгалтера учреждения. Начальник бухгалтерии структурного подразделения находится в подчинении главного бухгалтера учреждения. Имеется ли конфликт интересов в данной ситуации?
(Консультация эксперта, 2017)

Вопрос: Обязано ли бюджетное учреждение организовывать обмен зарплатных карт работников на платежные карты "Мир"? Если обязано, то в какой срок? Имеются ли ограничения при выборе кредитной организации?
(Консультация эксперта, 2017)

Вопрос: ...Включается ли стаж работы в ООО в стаж гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного отпуска за выслугу лет?
(Консультация эксперта, 2017)

Вопрос: О заключении с организацией связи контракта на доставку предоставленных компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Орловской области.
(Письмо Минфина России от 13.09.2017 N 24-02-06/59228)

КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

"Комментарий к Закону РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (постатейный)
(Бондарева Э.С., Шавин В.А., Чершинцева Е.А., Зенков М.Ю., Бирюкова Т.А., Богатырева Н.В., Слесарев С.А., Тишин Р.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)

"Право и экономическое развитие: проблемы государственного регулирования экономики: Монография"
(отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова)
("Юстицинформ", 2017)

"Социальные договоры в праве: Монография"
(Тарусина Н.Н., Лушников А.М., Лушникова М.В.)
("Проспект", 2017)
"Как вести себя в суде. Чему не учат студентов: Учебно-практическое пособие" (Диордиева О.Н.)
("Проспект", 2017)

"Соглашения в семейной сфере: Учебное пособие"
(Савельев Д.Б.) ("Проспект", 2017)

ПОДБОРКИ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ

Подборка судебных решений за 2017 год: Статья 346.25 "Особенности исчисления налоговой базы при переходе на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения и при переходе с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(ООО "Журнал "Налоги и финансовое право")

Подборка судебных решений за 2017 год: Статья 22.3 "Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя" Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(Р.Б. Касенов)

Подборка судебных решений за 2017 год: Статья 1084 "Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных либо иных обязательств" ГК РФ
(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")

Подборка судебных решений за 2017 год: Статья 148 "Права детей, находящихся под опекой (попечительством)" СК РФ
(Р.Б. Касенов)